Собственно, пока никто не писал, о том, что такое ЧИП тюнинг (сhip-tuning)
и какие цели и задачи он преследует, я возьму на себя инициативу
расширить кругозор Форума, как человек который посвятил тюнингу 11 лет жизни и на себе познавший тяжесть познаний и успех в этом сложном деле.
Кооперация авто производителей привела к тому, что системы датчики и блоки управления стали универсальными для производителей микро электроники, различием была конструкция ДВС (Двигатель Внутреннего Сгорания) и типа ГРМ Газо Распределительный Механизм, некоторых исполнительных устройств, потому у разных моделей и марок могут отличаться не только запчасти но и блоки управления и программы управления двигателем.
Электронное автоматическое Управление работой двигателя!
Главный мозг современного автомобиля по сути обладает процессором обработки анализа событий и программного метода управления дозированного впрыска топлива, что же такое инжекторная система ( i - инжекция электронный впрыск топлива) позволяет качественно и точно осуществить задачу наполнения цилиндра топливо/воздушной смесью, с помощью контроля выхлопных газов и точной доировки на основе анализа всех данных.
Процессор, конечно не один, обычно в корпусе блока несколько плат и контролеров с выходом контактного разъема для электрической проводки цепи, Такое устройство, или Электронный Блок называют ECU ( Engine Control Unit) по нашему ЭБУ Электронный Блок Управления, еще встречают названия PCM/ECM (Powertrain/Engine Control Мodule) DME, DDE, PMS, PLD все тоже электронный узел управления (ЭБУ) двигателем, который является частью,
ЭСУД (EMS)- электронной системы управления двигателем,
которая отвечает за управление всей инжекторной системой впрыска топлива бензиновых двигателей.
Программа управления для работы двигателя, хранится в электронном виде на ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) по сути ПО (Программа Обработки) данных так называемый "софт" представляет таблицы с данными или (калибровки), которые имеют первостепенное значение для ЧИПТЮНИНГА автомобиля. Параметры управления устройствами вычисляются по данным датчиков имеются коэффициентами коррекции, получая сигналы в виде (амплитуды, напряжения, тока, импульсов и т.д. ) от различных датчиков контроля расположенных на ДВС, ЭБУ
обрабатывает информацию и по определенному заложенному алгоритму ПО дает команды исполнительным устройствам. Меняя данные в ПЗУ (калибровки), назначаем тем самым новые команды любого исполнительного устройства, работа которого управляется нашим ЭБУ при этом ПО то же изменяется и не остается рекомендованной производителем (стоковой программой). Что относят к системам и устройствам:
Система топливо подачи:
топливный насос и его реле, форсункам впрыска топлива
впускная система:
дроссельный узел и его ДПДЗ - Датчик Положения Дроссльной Заслонки (TPS), контроля расхода воздуха ДАД (Manifold Absolute Pressure sensor MAP) - Датчика Атмосферного Давления впускного коллектора, ДТВ датчик температуры воздуха ATS/ACT (Air\Charge Temperature Sensor), Регулятор Холостого Хода - РХХ Regulator Idle xx Wiki, control pressure regulator (CPR) warm-up regulator (WUR), EICV, , в паре с Датчик Температуры Охлаждающей Жидкости ДТОЖ engine coolant temperature (ECT) sensor
Система зажигания в инжекторных автомобилях имеет электронное бесконтактное регулирование угла опережения зажигания.
Катушка системы зажигания двигателя (часто называемая «бобина»,
Модуль зажигания Ignition Switch Module, Электронный коммутатор,
Датчик Холла скорости и Датчик Положения Коленвала ДПКВ
(ДАТЧИК ЧАСТОТЫ оборотов) есть еще цифровые электронные модули зажигания типа зажигание разрядом конденсатора (CDI) и индуктивным разрядом зажигания (IDI), естественно провода высокого напряжения и свечи
Система обратной цепи контроля и корекции смеси, стала на шаг
выше карбюраторного типа впрыска, по тому как анализирует состав смеси в выпускном тракте ДВС.
содержит ДД Датчик детонации, ДК Датчик Кислорода лямбда зонд(DC Lambda oxygen sensor probe) LSH и LSF, ДК 2 датчик кислорода с подогревом, и на спортивных авто ШДК широкополосный датчик кислорода LSU, который очень точно и быстро в 20-30 ms, показывает состояние горения и качество смеси АФР - AFR Air Fuel Ratio отношение массы воздуха к массе топлива в камере сгорания определяет алгоритм впрыска (подачи топлива). Оптимальным соотношением, при котором сгорает весь свободный кислород, является 14.7:1 при
результате стехиометрического горения, мы можем получить максимальную мощность - типично это происходит при AFR 12-13:1, так называемая “богатая смесь” обогащенном динамичном режиме ниже 14 то есть больше топлива, а при недостатке топлива выше 15 бедная смесь, или максимальный термический КПД который возникает при AFR 16-18:1, так называемая “бедная смесь”, при отношении выше 20 бедная смесь способствует процессам детонации и, как следствие перегрева КамСгорания и выпускных клапанов, что не допустимо вредно.
Как же происходит процесс управления?
Согласно получаемой мгновенной информации в виде напряжения, тока, импульсов и т.д. , которая получается от датчиков числа оборотов - правильно Датчика Положения Коленчатого Вала двигателя, Датчика Положения Дроссельной Заслонки контроля расхода воздуха Датчика Атмосферного Давления впускного коллектора и т.д. на каждый такт при определенных оборотах, приходится определенный фрагмент программы, которые заложены в программе управления Заводом. Такие данные отводятся на Угол Опережения Зажигания впрыск ширины импульса в мили секундах на форсунке и т.д.
Корректируя программу работы двигателя можно изменять эти параметры.
Итак вернемся к новому ZAZ FORZA Япония/европа\КИТАЙ/Украина - это банально но на Chery и не только A13 так же как на Chevrolet Aveo отражает состояние Начало такой системы было на родине красного Солнца,
NEC содружестве с Mitsubishi electric
затем путем транскрипции BOSCH мотроник, опять появляется
в Китае, а затем приходит к нашей ZAZ Forza. В самое время применить бы инженерный мозг типа Motec electronic systems который является одним из самых продвинутых дивайсов в области ЧИПтюнинга ДВС.
Собственно для простого обывателя, такой блок управления не более чем "черный (металлический) ящик", задача которого управлять впрыском.
ЭБУ Электронный Блок Управления, содержит платы и микро контролеры, хотя многие считают, что в блоке есть процессор и он называется ЧИП. Это конечно не так, ПО может хранится и в памяти ПЗУ, на которой хранятся файлы с кодами, которые при обработке позволяют программно управлять процессом управления двигателя.
FLASH и EEPROM память которая хранит данные при отключении питания.
Народ как правило понимает под названием ЧИП именно флешь память с ПО, хотя в принципе электронный носитель информации - это тот же чип. Однако ПО может быть прошито внутри процессора, когда используют процессор с внутренней памятью, то есть без flash - памяти.
Несмотря на известный немецкий бренд BOSCH ECU (ЭБУ) производят в разных странах. Привычный нам производитель - Германия и конечно Россия, сменились на "французов" в содружестве siemens,
а на Форзе, как и Шевролету родом из поднебесной само собой под стать креативная подпись "made in China".
Чип тюнинг
это оптимизация программы ЭБУ - электронного блока управления двигателем автомобиля, с целью изменения характеристик, путем изменения значение данных калибровок.
По сути удел специалистов, которые с помощью определенных устройств, могут считать информацию в виде файла, а затем при помощи специальной кодировки перевести язык кода в вид табличных значений. То есть если иметь доступ к памяти и по для чтения фалов, их визуализации посредством вывода на экран монитора, считывания и записи правки данных управления, Мы можем вмещаться в процесс управления инжекторной системой, кончено не всем это надо, но все догадываются, что ЧИП тюнинг или ТОЧНАЯ настройка программ управления влияют на поведение и характеристики двигателя и автомобиля в движении, это поведение датчиков и работы ДВС можно отследить с помощью Log-файла.
Опять же ЧИП хранит в себе не только программные команды но алгоритмы контроля данных в процессе эксплуатации авто и не маловажным фактором, является так же само диагностика процессов управления и Аварий -ошибок так же отражение ошибок возникших в процессе управления системой. Элементарно на дисплее отражается визуальная картинка ЧЕК, от английского CHEK Engine ошибка в работе двигателя. Номер которой можно считать через диагностический разъем OBD II OBD 2, считывать коды неисправностей с блока памяти ЭУУ (электронного узла управления), используя разное диагностическое оборудование.
Так можно найти причину неисправности двигателя, отдельных цепей, или элементов систем управления ДВС.
Источник: tuningbor.com.ua